В рыночной географии также произошли существенные изменения. В 2011 году впервые в лидеры вышел район, прежде не представлявший хоть сколько-нибудь значимую для статистики долю рынка: Ломоносовский. По числу новых поселков он практически вытеснил Приозерский.

Серьезно выросла доля Гатчинского района. Но бессменным лидером по числу объектов — участков и домовладений — пока остается Всеволожский район. В 2012 году четыре новых проекта появились в Кировском районе, который прежде практически не был представлен на первичном рынке загородной недвижимости.

«Примерно две трети предложений локализовано в ближнем радиусе, то есть в пределах 20–40 км от Петербурга, — говорит Марина Агеева. — Продажи в большинстве дачных проектов, удаленных от города на 60–80 км и больше, идут медленно, по 1–3 участка в месяц.

Хорошая локация — по-прежнему главный фактор успеха проекта. В связи с тем, что сегодня спрос примерно на 65% ориентирован на проекты для условно постоянного проживания, ключевым преимуществом можно считать транспортную доступность.

Конечно, ликвидность объекта повышается, если он обладает привлекательными видовыми характеристиками, расположен рядом с местами отдыха и развлечений. Особенно удачным проектом можно считать комплекс «Охтинский парк».

Участки ИЖС со всеми коммуникациями, включая магистральный газ и воду, расположены в сосновом лесу всего в 6 км от города. До поселка можно доехать через любую из трех развязок по КАД. Все это в сочетании с развитой инфраструктурой создает преимущества, позволяющие продавать в месяц в среднем десять участков стоимостью 5–6 млн руб. каждый».

По данным «Петербургской недвижимости», в 2011 году на Всеволожский район пришелся 31% всего объема предложения и 34% объема нового предложения. Ломоносовский район на втором месте — 14% поселков в продаже и 19% новых коттеджных поселков. Южное направление показывает стабильность прибавки новых проектов в реализации, в том числе за счет Тосненского и Лужского районов.

В Тосненском районе благодаря старту семи поселков в 2011 году рост числа проектов составил 75%.

В новом сезоне прежние привычки. Часть 3